Возможно, моя теория слишком банальна, и плавает «на поверхности». Но я давно хотел поделиться своим видением того, что произошло в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Потому что именно под таким углом фильм для меня имеет смысл…
Не знаю, как вы, а я считаю художественный приём «а в конце выяснилось, что всё оказалось сном…» (или предсмертной агонией, мечтой) таким унылым и бессмысленным, что теряется ценность произведения. Мы проводим время, переживая за героев фильма/книги или игры ради чего? Чтобы выяснить, что всё это герою только померещилось?
Поэтому для себя я давно решил — такие творения обходить стороной. Но что делать с любимыми с детства фильмами. Такими, как «Иван Васильевич…»? Правильно: интерпретировать в свою пользу. Так, чтобы у всего был смысл!
Итак, моя версия — все цветные события с перемещением во времени и разгуливающим по современной Москве царём — реальность. Всё было на самом деле. А чёрно-белые пролог и эпилог… тоже реальность. Только из другой временной ветки. Альтернативная линия событий — как в фильме «Назад в будущее 2». Только там из одного времени забрали «Альманах», а здесь — Царя.
Док рассказывает, как такое возможно
Итак. Чёрно-белые события становятся цветными когда у Шурика получается запустить машину и открыть портал в прошлое — в этот момент история изменяется, подобно принципу домино влияя и на настоящее. В том числе и на наших героев: совсем не сильно, но коррективы всё равно заметны. Этакий «Эффект бабочки»! Или пример лучше: как у Рэя Бредбери в «И грянул гром».
Именно в измененной реальности у его супруги карьера более успешная, а на горизонте маячит режиссёр Якин. Семейство Буншей тоже вроде немного другие.
События фильма становятся снова чёрно-белыми когда настоящий Иван Васильевич возвращается в своё время. Портал закрывается и все изменения словно отменяются обратно. В исходное положение. Правда, некоторые остаточные эффекты, «артефакты» еще оставались: вспоминаем про Астраханскую шапку Грозного, лежащую на полу. Еще через пару секунд она просто исчезла.
Шурик — счастлив: жена на месте, и размеренная жизнь продолжается. Зритель счастлив: всё, что он увидел — происходило с героем. Только в разных временных ветках. Всё складывается удачно.